+7 (919) 026-28-19 Заказать обратный звонок
Позиция Комитета по природопользованию и экологии Деловой России на проект федерального закона № 336427-7

Позиция Комитета по природопользованию и экологии Деловой России на проект федерального закона № 336427-7

16 июля 2018

В Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 336427-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Проект направлен на регулирование производства и оборота стеклянной потребительской тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции. Целью проекта является законодательное закрепление порядка регулирования в сфере изготовления тары  для предотвращения появления на рынке контрафактной алкогольной продукции.

Представленный законопроект затрагивает в основном деятельность организацией изготовителей стеклотары. В частности, предлагается установить, что поставка стеклотары допускается только лицу, имеющему лицензию на производство алкогольной продукции. Дополнительно предлагается ввести обязательную маркировку стеклобутылки уникальным знаком-идентификатором завода-изготовителя, а также запретить повторное использование стеклотары. При этомсогласно документу, потребительская тара для крепкого алкоголя, поставляемая на предприятия без лицензии или выпускаемая без необходимой маркировки, должна изыматься из оборота вместе с оборудованием, на котором она произведена.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту цель маркировки потребительской тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта больше 28% от объема готовой продукции – это механизм контроля с целью недопущения реализации упаковки для крепкого алкоголя лицам, не имеющим лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции.

По существу, предлагаемого законопроектом механизма Общероссийская общественная организация Деловая Россия выражает свою позицию о необходимости существенной доработки данного законопроекта, так как он не учитывает интересы всех субъектов регулируемых отношений, а его положения не приведут к желаемому результату по следующим основаниям:

  • Изготавливаемая и выпускаемая на рынок стеклотара имеет большой ряд образцов. Они многофункциональны и могут одновременно использоваться как для разлития алкогольной продукцию с содержанием этилового спирта более 28%, так и для безалкогольной продукции. Какие-либо отличительные характеристики для тары для крепкой алкогольной продукции, а также нормативные определения такой тары отсутствуют.

В связи с тем, что закупкой тары зачастую занимается не завод-изготовитель, а его дочерние структуры не всегда имеющую прямую и очевидную взаимосвязь с заводом, изготовитель тары при реализации своей продукции не может достоверно установить, является ли его контрагент производителем именно алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28%, а не иного продукта с использованием в качестве упаковки стеклянной тары.

Требование маркировки стеклянных бутылок уникальным знаком-идентификатором стекольного завода-изготовителя уже предусмотрено ГОСТ-30288-95 и повсеместно выполняется со стороны производителей стеклотары. В связи с чем указанное в законопроекте требование о дополнительной маркировке тары для крепкого алкоголя, на наш взгляд, является избыточной и может привести к конфликту норм при их толковании.

Лица, не имеющие лицензию на производство алкогольной продукции, могут приобрести изготовленную добросовестным изготовителем стеклотару у иного лица, использовать ее повторно или же просто подделать.

  • Сама по себе стеклянная тара не имеет каких-либо сложно-производимых механизмов защиты, как например ценные бумаги, банкноты и может быть очень легко подделана недобросовестными субъектами рынка;
  • Во избежание дополнительных дисциплинарных взысканий, и исключения убытков, вызванных переизбытком приобретенной тары, производители алкогольной продукции будут заказывать и расфасовывать в маркированную тару не только предназначенный продукт, но и алкоголь с меньшим содержанием этилового спирта, что исключит возможность достоверной идентификации потребительской тары;

Следует учесть и тот факт, что неинформированность населения о наличии каких либо специальных признаках и маркировках тары для крепкого алкоголя и их значениях не лишает недобросовестных производителей контрафактной алкогольной продукции возможности использовать немаркированную потребительскую тару для своего продукта, при этом ответственность за оборот такого товара предлагаемым законопроектом ложиться на производителя стеклянной бутылки, а не на производителя контрафактного алкоголя.

Положение законопроекта о запрете повторного использования стеклянной тары идет в разрез с положениями ст.24.2 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в части обязанности производителя товаров обеспечить выполнение норматива утилизации произведенных ими товаров и упаковки, после утраты ими потребительских свойств. Стеклянная упаковка входит в перечень упаковок, подлежащих утилизации, после утраты такой упаковкой потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2970-р. Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). Предлагаемая законопроектом норма исключает возможность осуществлять утилизацию образующихся отходов путем рециклинга и регенерации. Данное исключение в случае достижения незначительного положительного эффекта в части ограничения потребления некачественного алкоголя приведет к существенному ухудшению положения многих хозяйствующих субъектов – производителей товаров, упаковки для товаров, а также переработчиков.

Об отсутствии механизма контроля за повторным использованием тары говорится и в замечаниях правительства РФ на обсуждаемый законопроект. При отсутствии такого механизма может возникнуть ситуация, когда добросовестный производитель потребительской тары будет привлечен к ответственности за противоправные действия недобросовестных производителей алкогольной продукции. Производитель тары не имеет законных оснований для осуществления контроля за лицом, приобретающим у него продукцию, а, соответственно, не может нести ответственность за его незаконные действия. В этой связи норму законопроекта об изъятии оборудования для производства потребительской тары считаем чрезмерной.

На основании вышеизложенного, полагаем, что принятие закона в предлагаемой редакции не принесет заявленного результата и при этом негативно отразиться на отрасли изготовления стеклянной продукции, снижению экономических показателей и удорожанию производимой продукции и продуктов, для которых она является упаковкой. Что в свою очередь отразиться на конечном потребителе.

 

Подписка на новости